«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.»
Отставание российской экономики от ведущих мировых держав в научно-техническом развитии слишком велико и катастрофически увеличивается, что ведёт к подрыву национальной безопасности. В какой-то момент наше ядерное оружие сдерживания может стать неэффективным, в силу технологического отставания. Но в модернизации нет заинтересованности ни у бюрократии, интересы которой ограничены разделом собственности, ни у приросшего к государству олигархического бизнеса, который стремится вывести активы за рубеж, ни у граждан России, занятых своим собственным выживанием в условиях социальной несправедливости. С каждым годом сокращается и сама возможность проведения модернизации, вследствие снижения научного потенциала.
Разрушена сама система отечественной науки и российского образования. Сотни тысяч учёных и специалистов, подготовленных нашей страной, поднимают инновационный потенциал других народов. И отъезд одарённых ученых, являющихся лидерами приоритетных исследовательских направлений, либо обещающих таковыми стать, продолжается. По оценке комиссии по образованию Совета Европы, убытки нашей страны от процесса «утечки мозгов» оцениваются в 50 — 60 миллиардов долларов в год.
Так называемая «реформа образования» разрушила одну из лучших в мире модель образования и нарушает конституцию страны, гарантирующую гражданам бесплатное среднее образование. Поборы с родителей и плата за так называемые дополнительные услуги не позволяют называть его бесплатным. Образование детей и, тем более, их нравственное воспитание, являвшиеся ещё недавно важнейшей задачей средней школы, отодвинуты на задний план. Директоров и учителей превратили из педагогов в бизнесменов, зарабатывающих на родителях, и одновременно находящихся на государственной службе, что является, по сути, коррупционным проявлением, аналогичным получению взятки чиновником.
Русская школа образования, взрастившая величайших учёных для мировой науки, исправно поставлявшая высококвалифицированные кадры, оказалась не востребована нашей коррумпированной рыночной экономикой. Этой экономике, построенной на высасывании природных богатств, нужен усреднённый уровень образования для рабочей силы. Такой экономике, созданной в интересах иерархического общества, не нужны умные, инициативные, свободные личности, толкающие её развитие вперёд, а нужно исполнительное и послушное стадо, которым проще управлять.